Директор Муниципального казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Кусинского муниципального района
Вероника Николаевна Журавлёва
8 (35154) 3-35-33
|
Одной из актуальных и острых тем, поднимаемых в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является проблема социализации воспитанников, вхождения в самостоятельную жизнь. С целью решения этого вопроса педагогическим коллективом МКУ СО « Кусинский центр помощи детям» было принято решение, разработать и внедрить программу социализации воспитанников в пред выпускной период «Навстречу взрослой жизни», на базе которой будущие выпускники будут осваивать навыки самостоятельного проживания, необходимые им в жизни. Участие будущих выпускников в данной программе позволит им получить необходимый опыт и выявить возможные сложности и проблемы в ходе адаптации к взрослой жизни.
Данная программа была реализована в период весенних каникул воспитателями и специалистами учреждения, с участием 2 воспитанников, учащихся 9 класса СОШ.
Первым этапом работы стал образовательный модуль, который был организован и представлен как процесс погружения в особую коммуникационно-образовательную среду и направлен на установление взаимосвязи со специалистами постинтернатного сопровождения. На данном этапе с воспитанниками были проведены предварительные беседы по самостоятельному проживанию в отдельном помещении (подъем по будильнику, самообслуживание, пищевые предпочтения, самостоятельное планирование своего свободного времени), ознакомление с правилами проживания и поведения. Ребята заключили договор на проживание. С воспитанниками говорили о рациональном расходовании денежных средств и их сохранении, о самостоятельном ведении бюджета, соизмерении потребностей с материальными возможностями, эффективном общении со взрослыми и сверстниками, саморегуляции своих эмоциональных состояний, элементарном представление о жизни в городе (транспорт, возможности и опасности). Подростки рассказали о своих планах на будущее: обучение в учреждениях профессионального образования. Воспитанники совместно с наставниками-воспитателями получили наборы продуктов, из которых было составлено примерное меню и дальнейшее самостоятельное приготовление блюд.
На втором этапе реализации программы для воспитанников была организована серия событий (согласно плану), в которых выпускники обучались алгоритмам и способам разрешения затруднительных жизненных ситуаций. Вовлечение их в профилактические, обучающие и развивающие мероприятия (психологические тренинги, ролевые игры, практикумы, фестивали, конкурсы, индивидуальные консультации), направленные на развитие навыков общения, способствовали повышению уровня социальной адаптации.
Кроме воспитателей-наставников, в течение всего периода с детьми работали специалисты Центра. Педагогом -психологом А.А. Булгаковой была проведена психологическая диагностика уровня социально – психологической адаптации, индивидуальные занятия «Против стресса», «Как помочь самому себе справиться с психологическими трудностями», «Как построить и сохранить отношения» (просмотр фильмов «5 секретов настоящего мужчины» и «Тайна природы женщины»); «Эффективное общение. Комплименты», арт-тренинг «Карта желаний»;
Под руководством социального педагога службы постинтернатного сопровождения Э.Р. Сычевой, воспитанники окунулись в мир будущих профессий, учились составлять резюме, проходить собеседование. Интересной и познавательной стала экскурсия в кофейню «Тепло», где воспитанники познакомились с профессией «Бариста», узнали об этапах организации и открытия своего бизнеса. Узнать о своих способностях и возможностях помог Центр занятости населения г. Куса. И.В. Шибакова - инспектор центра занятости населения, провела тесты и методики по профессиональному самоопределению, рассказала воспитанникам о возможностях поиска работы на государственном портале «Работа России» (общероссийская Федеральная база вакансий и резюме), где более миллиона вакансий. Будущие выпускники задавали интересующие вопросы, в том числе и о программе для детей-сирот, впервые ищущих работу.
На протяжении недели воспитанники вели дневники самонаблюдения, в которых они отражали анализ прожитого дня и вносили коррективы в план следующего дня. «Я, уже который день, занимаюсь полезными для меня делами. Научился готовить шарлотку, борщ… Теперь знаю куда обращаться с вопросами по трудоустройству. Завтра я хочу приготовить салат и научиться делать гренки. И т.д.» - это выдержки из дневника самостоятельного проживания выпускников.
На заключительном этапе проведено подведение итогов. Воспитанники делились своими впечатлениями, размышлениями о том, что им предстоит в будущей жизни. Воспитатели и специалисты по итогам наблюдения за детьми, оценили уровень их подготовленности к самостоятельной жизни, указали на допущенные ошибки и хорошие достижения ребят.
В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что они полностью готовы к самостоятельной жизни, каждый вызывает определенную тревогу и опасения. Но у детей и специалистов еще есть время – 3 месяца летних каникул, чтобы совместными усилиями минимизировать проблемы подростков, и как можно лучше подготовить их к самостоятельной жизни в новых условиях социальной среды.